Конституционные наперстки. Как можно не пустить Зеленского в президентское кресло?

Конституционные наперстки. Как можно не пустить Зеленского в президентское кресло?

Напрасно украинцы сегодня радуются, празднуя победу на президентских выборах комика Владимира Зеленского. Его команда уже аккуратно стала пропихивать в народ месседжи о том, что, мол, не президентское это дело – тарифами рулить или коррупционеров сажать.

Так что не исключено, что будет Зеленский и Россию побеждать, как его предшественник, и новые схемы поставок топлива в Украину разрабатывать.

К тому же окружение Порошенко сейчас вовсю продвигает идею не пустить Зеленского к принятию полномочий. Ведь нужно еще вступить в должность! А это – целая процедура, прописанная в Конституции Украины.

Правда, Конституция Украины – это такая галиматья, где черт ногу сломит, не то что юрист. В последнее время этой самой Конституцией в Украине разве что только не подтирались. Например, по Конституции Украина – парламентско-президентская республика. Еще в 2004 году Верховной Радой Украины был принят закон Украины № 2222-IV «О внесении изменений в Конституцию Украины» и (в пакете к нему) «Закон о внесении изменений в закон о выборах Президента». Кстати, последний позволил провести переголосование второго тура выборов Президента во времена Оранжевого Майдана. Тогдашний президент Украины Леонид Кучма подписал эти документы немедленно после голосования – на трибуне Верховной Рады.

Этот самый закон об изменении в Конституции предусматривал переход от президентско-парламентской к парламентско-президентской форме управления – то есть формирование правительства осуществлял не президент, а «коалиция депутатских фракций». Также срок полномочий Верховной Рады был продлён до 5 лет (по Конституции-1996 – 4 года).

30 сентября 2010 года Конституционный суд Украины принял решение о том, что Закон № 2222 о внесении поправок в Конституцию Украины (принятый в Верховной Раде 8 декабря 2004 года и известный как «Конституционная реформа») был принят с нарушением процедуры, а именно, перед голосованием в него были внесены изменения, которые не прошли экспертизу в Конституционном Суде. На этом основании Конституционный Суд Украины 30 сентября 2010 года прекратил действие Конституции в редакции 2004 года, которая действовала в период 2005-2010 гг.

Однако согласно все той же Конституции Украины, изменения в тексте Конституции Украины могут быть приняты только Верховной Радой Украины. То есть, требуется провести голосование на двух сессиях Верховной Рады с соблюдением всех процедур (в частности, согласно статьям 155 и 156 Конституции Украины в редакциях и 1996, и 2004 годов, требуется чтобы за изменения Конституции проголосовало «конституционное большинство» в 300 голосов). А этого как раз сделано не было.

Короче, полный бардак! Никто на тот момент не знал, какая Конституция действует в Украине – 1996 года или 2004-го, включая даже одного из авторов Конституции-1996, заслуженного юриста Украины, профессора Виктора Мусияку.

5 октября 2010 года Парламентская Ассамблея Совета Европы обратилась к «Венецианской комиссии» с просьбой дать оценку решению Конституционного Суда Украины об отмене политреформы 2004 года. 18 декабря 2010 года «Венецианская комиссия» составила своё мнение, в котором назвала «крайне необычным для европейского конституционного права» тот факт, что поправки к Конституции Украины были признаны Конституционным судом Украины «противоречащими Конституции» после того, как они действовали шесть лет!

И вот, как говорится, апофигей апофеоза – 21 февраля 2014 года, то есть, после совершенного в Украине государственного переворота, Верховная Рада Украины проголосовала за восстановление Конституции Украины в редакции 2004 года – «за» проголосовало 386 депутатов. Однако на деле никакой «парламентской» республики не было! Сразу же украинский парламент грубо нарушил хоть Конституцию-2004, хоть Конституцию 2010, хоть Конституцию-1996 – ни одна украинская Конституция не предусматривала отстранения от власти действующего президента Украины. Тем не менее, Виктор Янукович был в нарушение ст. 108-111 Конституции Украины отстранен от обязанностей президента, а потом и вообще его полномочия президента были прекращены.

Но президент Порошенко, полномочия которого новой редакцией Конституции должны были быть серьезно урезаны, наплевал на все редакции Конституции Украины и стал править страной, как и до него предыдущие президенты.

И вот при таком бардаке внезапно выясняется, что новому президенту Украины этот самый бардак может серьезно осложнить президентство. И даже вообще это самое президентство не позволить. Как? Очень просто.

Какова процедура вступления в должность президента?

Согласно ст. 104 Конституции Украины «новоизбранный Президент Украины вступает на пост не позднее чем через тридцать дней после официального объявления результатов выборов, с момента принесения присяги народу на торжественном заседании Верховной Рады Украины».

То есть, у Зеленского есть примерно месяц. Ну, потянет ЦИК день-другой, но объявит его президентом. А дальше?

А дальше: «Приведение Президента Украины к присяге осуществляет Председатель Конституционного Суда Украины». И все! То есть, если по каким-то причинам глава КС Украины не сможет прибыть на процедуру присяги нового президента народу Украины, то новый президент не станет президентом?

Именно об этом внезапно рассказали в интернет-издании «Страна», рассказав о том, что Порошенко предпринимает попытки максимально отсрочить его инаугурацию провести через Конституционный суд решение об отставке его главы – Станислава Шевчука. И организовать голосование хотят уже в четверг 25 апреля.

Так как в законе о Конституционном суде отсутствует возможность отставки его главы (кроме варианта, когда он сам написал заявление), то отстранение Шевчука планируют провести через лишение его должности судьи (согласно статьи 21 Закона о КС). Для этого Постоянная комиссия КС по вопросам регламента и этики должна сделать вывод о совершении Шевчуком дисциплинарного нарушения, грубого и систематического пренебрежения своими обязанностями.

Причем, как сообщают журналисты, у Порошенко уже якобы есть шесть судей Конституционного Суда Украины, которые готовы проголосовать против своего шефа, а еще шестеро не могут решиться и с ними «работают». И проект решения давно готов!

Всего в КС 18 человек – шесть от президента, Верховной Рады и съезда судей Украины.

С другой стороны, если прочитать Раздел XII Конституции Украины про Конституционный суд, то там ничего нет про обязанность главы КС вручать новому президенту булаву или как-то его приводить к присяге. То есть, если трактовать Конституцию в этом разрезе, то приводить нового президента Украины к присяге может хоть Дед Мороз. Потому что нет обязанностей таких у главы Конституционного Суда Украины, не прописаны они в Конституции!

Но, честно говоря, этот правовой винегрет сегодня на руку только почти бывшему, но все еще президенту Украины Петру Порошенко. Потому что он будет пытаться – и пытается! – любым способом оттянуть инаугурацию президента Украины Владимира Зеленского. И либо он примет свои президентские полномочия в нарушение ст. 104 – без главы КС, либо в нарушение все той же 104-й статьи пропустит срок в 30 дней. В любом случае, появляется возможность поставить под сомнение легитимность процедуры принятия президентства Зеленского. Помните – ведь именно из-за нарушения процедуры отменили конституционную реформу 2004 года. Так кто мешает нынешнему парламенту, который страшно боится того, что новый президент его распустит, проголосовать против этого самого президента?

А в целом любые попытки максимально оттянуть инаугурацию президента Зеленского, чтоб у него не было времени на досрочный роспуск парламента, а в то время провести смену руководства КСУ. Может, и без него приведут нового президента к присяге, но глава Конституционного Суда – это важная фигура. И он еще многое что может сделать…

Что касается попыток провести в Верховную Раду закон об импичменте президента или как-то иначе ограничить президентские полномочия, то гораздо более серьезными будут попытки все-таки выяснить, какая Конституция действует сегодня в Украине и какой в ней все-таки строй – президентско-парламентский или парламентско-президентский? И вот здесь роль Конституционного Суда Украины возрастает многократно. Так что не надо никаких новых законов.

Достаточно вспомнить старые шулерские приемы…