Взятки мирового масштаба. Как государства подкупают друг друга?

Премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху пообещал финансовую помощь первым десяти странам, которые решатся перенести свои посольства из Тель-Авива в Иерусалим. АиФ.ru рассказывает, какие еще политические услуги друг другу оплачивают государства.

Взятки мирового масштаба. Как государства подкупают друг друга?

История с размещением иностранных посольств в Израиле имеет для властей этой страны чуть ли не сакральное значение. Вопреки решению ООН, Израиль традиционно считает Иерусалим своей столицей. До сих пор ни одного иностранного посольства в городе не было, ведь мировое сообщество считает, что город должен быть поделен между евреями и палестинцами. На новый виток дискуссия вышла в 2017 году, когда о намерении открыть в Иерусалиме посольство объявил президент США Дональд Трамп. В Палестине это решение было встречено бурей негодования, его раскритиковали многие европейские лидеры, зато оно было горячо поддержано в Тель-Авиве. Торжественное открытие посольства должно состояться 14 мая этого года.

Для того, чтобы как можно больше стран поддерживали Израиль в палестино-израильском конфликте, в декабре 2017 года премьер-министр Беньямин Нетаньяху заявил о намерении создать фонд помощи странам, которые будут голосовать на стороне Израиля в ООН. Тель-Авив будет финансировать государства Африки, Азии, Восточной Европы и Тихоокеанского региона в сферах водного хозяйства, сельского хозяйства, кибербезопастности и т. п.

Впрочем, и до этого Израиль финансово помогал странам, которые дипломатически поддерживали его. Гватемала, Гондурас, Маршалловы Острова, Микронезия, Науру, Палау и Того в декабре прошлого года проголосовали против резолюции ООН о непризнании Иерусалима столицей Израиля. Каждая из этих стран получает от Тель-Авива щедрые экономические инвестиции.

Гуманитарный шантаж

Если Израиль платит странам за поддержку в международных организациях, то США хотят шантажировать другие государства, которые не поддерживают их позицию на тех же международных площадках. После заседания Генассамблеи ООН по вопросу статуса Иерусалима, на котором США поддержали Израиль, Дональда Трампа неприятно удивило, что против американской позиции выступили сразу 128 стран. Глава Белого дома заявил, что впредь Вашингтон будут сокращать финансовые выплаты государствам, которые не поддерживают американскую точку зрения по международным вопросам.

Несколько дней назад издание Foreign Policy опубликовало «Программу международной помощи „Америка прежде всего“», которую разработал Госдепартамент. В нем предлагается сократить финансовую и гуманитарную помощь странам, которые из раза в раз голосуют против американских предложений в ООН. Например, отмечается, что Судан, оказавшийся в десятке крупнейших получателей американской помощи в 2016 году, «поддерживает интересы США в ООН всего лишь в 47,9% случаев», Ирак, живущий на американские кредиты, голосует против американских инициатив примерно в 60% случаев, а Египет и вовсе «зачастую стоит на более антиамериканских позициях, чем Россия, Китай и Венесуэла».

Впрочем, на нелояльное отношение Ирака и Египту госдепартамент скорее всего будет смотреть сквозь пальцы: они слишком ценны «для национальных и экономических интересов США». А вот Зимбабве (19% поддержанных инициатив США в ООН), Вьетнаму (38%) и Гане (54%) стоит приготовиться — финансовая помощь им признана американским внешнеполитическим ведомством нецелесообразной. Под угрозой закрытия оказались программы профессионального обучения в Зимбабве стоимостью в $3,1 млн, борьбы с климатическими изменениями во Вьетнаме ($6,6 млн) и строительства школ в Гане ($4,9 млн).

Стоит отметить, что не только США использует различные гуманитарные программы для продвижения своих интересов в странах мира. Россия за 2016-2017 годы списала долги Киргизии, Мозамбику, Узбекистану и Монголии на сумму 1,4 миллиарда долларов (около 80 миллиардов рублей).

Откупиться от мигрантов

В ноябре 2016 года президент Турции Реджеп Эрдоган пригрозил ЕС открыть турецкие границы и пустить мигрантов в Европу в ответ на политику Брюсселя по отношению к Анкаре. В то время турецкие власти готовились проводить референдум о расширении полномочий президента страны. Европейские страны мешали турецким политикам проводить агитацию среди турецких общин в Европе. В ответ Анкара надавила на больную мозоль ЕС.

Для того, чтобы мигранты из Африки и Азии не текли непрерывным потоком в Европу, Брюсселю приходится платить астрономические суммы государствам, которые находятся на пути беженцев к светлому европейскому будущему. Это не только Турция, но и Ливия, Алжир, Тунис, Марокко. В 2016 году только Турции ЕС выделила $3 млрд, при том, что турки требовали $10 млрд. Учитывая, что поток мигрантов хоть и сократился, но до сих пор не иссяк, Брюсселю приходится и дальше платить за неприкосновенность своих границ.

Плата за независимость

В 1949 году правительство Китайской Республики во главе с Чан Кай Ши бежало на Тайвань от коммунистов Мао Цзэдуна. Фактически в этот момент на карте мира появились два Китая. До 1971 года в ООН Поднебесную представлял Тайвань, а правительство коммуниистического Китая не было признано большинством стран мира. В 1971 году при поддержке США, которые надеялись использовать плохие отношения между КНР и СССР с пользой для себя, Пекин сменил Тайбей в ранге единственного законного представителя Китая в ООН.

И Китай, и Тайвань с момента размежевания прилагали массу усилий, чтобы добиться признания со стороны международного сообщества. В ход шли в первую очередь деньги. И сейчас Тайвань выплачивает солидное ежегодное содержание островным государствам Карибского моря, Африки и Тихого океана в обмен на официальное признание, продвижение своих интересов в ООН и других международных организациях.

Так, в 2004 году Тайвань официально признала Доминикана. Только за первые шесть лет она получила от Тайбея $110 млн. Гренада, признавшая Тайвань в 2003 году, отреклась от него уже в 2005. Причиной стало проведение в стране Кубка мира по крикету в 2007 году. В государственном бюджете не было денег на строительство соответствующей инфраструктуры, а Пекин предложил необходимое финансирование.

Многие государства перебегали от одного Китая к другому по несколько раз. Например, островное государство Сент-Люсия признало Тайвань в 1984 году, но переметнулось к Китаю в 1997 году в обмен на солидную финансовую помощь. Дружба с Пекином, однако, тоже не была долгой. Через 10 лет Тайвань объявил об очень эффективной программе развития сельского хозяйства. В 2007 году Сент-Люсия поблагодарила Китай за помощь и вновь официально признала Тайвань. В схожей манере действовали Науру, Никарагуа и Буркина-Фасо — все они на данный момент признают Тайвань.