О выгодности работы в такси

О выгодности работы в такси

Я давно заметил, что люди, работающие в такси через новомодные системы вроде Uber, Яндекс-такси и прочие — совершенно не умеют считать деньги. Такое ощущение, что они уроки арифметики в школе тотально прогуляли.

Например, они искренне не понимают, что фактические траты на расходники, на бензин, на мойку и ты ды — это одно, а амортизация оборудования (автомобиля), наглядно выражающаяся в разнице между ценой покупки перед началом эксплуатации и ценой продажи после эксплуатации — это совсем другое. Это разные статьи расходов, но это всё равно расходы.

Финансовые идиоты, подавшиеся в бизнес на частном извозе, наиболее часто забывают сосчитать как раз эту самую амортизацию. А потом удивляются, почему бизнес вылетел в трубу — ведь вроде же деньги каждый день текли, и существенно больше, чем текущие траты. Но этот «бизнес» Юбера и Яндекса именно на таких идиотов и рассчитан. Типа «машина же у меня всё равно есть, так что считай она обходится бесплатно».

Так вот: машина не обходится бесплатно, даже если вы на ней вообще не ездите. Если вы купили машину за 700 тыр, а через 3 года продали за 500 тыр — машина обошлась вам в 200 тыр за три года, еще не проехав ни километра.

Причем по-хорошему эти 700 тыр надо еще домножить на ставку по депозиту — скажем, сейчас в сбере это 6.5% годовых, это 136 тыр за три года, которые вы могли бы получить, тупо положив 700 тыр на депозит, но вы их не получили, потому что вбухали эти 700 тыр в кусок железа на колесах — который не только не рос в цене, но напротив — подешевел за три года на 200 тыр. Итого ваша потеря — 336 тыр за три года, при том, что машина еще не проехала ни километра.

И дальше сюда плюсуются налоги, ОСАГО, оплата ремнта после аварии, в которую ты влетел, расходники, которые пришлось менять, текущие ремонты поломок, все эти ТО и так далее, и даже мойка машины и оплата проезда по платным участкам дороги и мостам, оплата стоянки и вот это вот всё.

Возьмем, к примеру, распространённый городской автомобиль условно нижнего гольф-класса — Kia Rio. Такая машина расходует 8–11 литров на 100 км и стоит около 700 тысяч рублей. Предположим, что вы таксуете на ней три года и за это время проехали на ней 100 тысяч километров. Через три года у автомобиля уже достаточно высокая степень износа и заканчивается основная гарантия. За эти три года вы потратите примерно 36 тысяч рублей на ОСАГО, 48 тысяч рублей на все ТО и 52 тысячи рублей на всевозможные расходники (щетки, колодки, резину и так далее). 342 тысячи рублей уйдёт на бензин.

По-хорошему вам надо бы не жабиться и потратить еще 150 тысяч рублей на Каско — потому что когда вы влетите в аварию, это может пробить слишком тяжелую брешь в вашем текущем бюджете, а ведь машина вас кормит, и ее надо скорее чинить. То есть либо вы должны иметь запас денег на ремонт — либо вам придется брать кредит под бешеные проценты, что совсем не выгодно. Но об этом никто из водятлов-таксовал не думает, они «экономят» буквально на всём.

Кстати, за пробег в 100 тык у вас улетит еще примерно 84 тысячи рублей на мойку, при условии, что вы будете мыть машину хотя бы раз в 500 км примерно за 420 рублей. Это для самого себя вы можете ездить на грязной машине — а работая в сети типа Uber, вам придется подавать клиенту машину относительно чистую, иначе вы очень быстро нарвётесь на недовольство и пенализацию. Да, конечно, вы можете мыть машину сами щеткой из ведерка, спрятавшись в какой-нибудь промзоне — но вряд ли вас надолго хватит с такой мойкой.

Но ладно, посчитаем расходы по минимуму — без Каско и без мойки, без штрафов за нарушения, без зимней резины и без всяких текущих ремонтов — вроде проколотых или пробитых шин:

336 + 342 + 36 + 48 + 52 = 814 тыр. расходов за три года.

Судя по информации с официального сайта, поездка по тарифу UberX в Санкт-Петербурге обойдется в 39 рублей за подачу, в 12 рублей за каждый километр и 3 рубля за каждую минуту. Звучит неплохо, но не будем забывать, что с водителей Uber возьмет 20% комиссии и ещё примерно 5% заберёт посредник, поскольку водитель как физлицо не может подключиться к Uber самостоятельно. И это еще мы не учли налоги — но предположим, вы как-то собираетесь избежать их уплаты.

Казалось бы, за 100 тысяч километров можно совершить довольно много поездок. Если взять среднюю продолжительность одной поездки в 20 минут, а длину — в 12 км, то получится, что за три года можно выполнить 8333 заказа. В деньгах это 2 025 000 рублей, что звучит неплохо. С учетом комиссий выходит меньше — 1 518 750 рублей, но тоже вроде ничего.

Однако при таких расчетах мы забыли, что из пробега в 100 тык далеко не весь пробег — оплачиваемый. Вам надо добраться до клиента, вам надо заехать на сервис, на мойку, заехать пообедать — всё это лишние пробеги. Да и по своим делам вам ведь придется ездить — в больницу там, в магазин за продуктами, и так далее. Практика показывает, что при максимальной оптимизации пробегов не менее 50% пробега оказывается неоплачиваемого.

То есть заказы вам принесут не 1 518 750 рублей, а вдвое меньше — 759 375 рублей.

Вычитаем из этой суммы 814 000 рублей расходов. УПС! Мы вышли в минус на 54 625 рублей.

То есть мы три года горбатились, экономили, мыли машину из ведерка и тряслись без Каско, обманывали государство, не платя налоги — для того, чтобы доплатить из своего кармана почти 55 тысяч за такую вот «работу» неизвестным нам чужим дядям.

Внезапный результат, не правда ли?

Чтобы сделать таксование выгодным — надо искать машину с наименьшей потерей цены за срок эксплуатации, и эксплуатировать ее максимально интенсивно (поскольку расходы на машину существенно зависят от срока владения, а не только от пробега, а доход таксиста — почти исключительно от пробега). В конкретных цифрах это означает, что тебе нужно наезжать в сутки где-то 200-300 километров оплаченного извоза, то есть делать 400-600 км суточного пробега, считая всякие «холостые» перемещения.

365 дней * 600 км = 219 тысяч км. ЗА ГОД. При такой интенсивности наезда, используя, например, б-у трехлетнюю машину, ты, скрутив спидометр, не сильно потеряешь в стоимости машины при продаже через год, а выручка будет неплохой. Если, конечно, не разобьешь машину вдребезги.

Но 600 км в сутки таксовать по городу без выходных и праздников — это очень тяжело. И в таком режиме ты долго не проживешь, потому что вероятность аварии очень, очень высока. И богатым с этого ты не станешь.

Нетрудно сосчитать, что 219 тысяч км. пробега дадут примерно 1 663 031 рублей выручки из UberX, 748 980 рублей уйдут на бензин, не менее 150 тысяч на ТО и еще не менее 100 тысяч на расходники, около 100 тысяч составит потеря стоимости автомобиля (плюс процент по депозиту, который вы не получили, вложив деньги в эту железную банку на колесах). Считаем:

1663 — 749 — 150 — 100 — 100 = 564 тыр за год

Ха-ха, уже неплохо? Но это всего 47 тыр в месяц. При работе на износ и экономии на всём. Печально.

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *